БДОУ г.Омска «Детский сад № 134 комбинированного вида»!
18.10.2019
С юбилеем, детский сад! ...
Подробнее...
06.10.2019
Расписание осенних развлечений ...
Подробнее...
27.09.2019
С Днем дошкольного работника!...
Подробнее... Перейти ко всем новостям

Как уделить внимание сразу двоим малышам

Одна из самых сложных и даже мучительных проблем мамы после рождения второго ребенка – как уделить достаточно внимания обоим детям. Нам часто кажется, что нашим малышам его не хватает.

И действительно, невозможно уделять столько же времени и сил каждому из двоих (троих и т.д.), сколько вы уделяли одному-единственному ребенку. И тут мамы часто подменяют понятия: меньше – не значит, мало..

А когда ребенку внимания достаточно? Когда он твердо знает, что любим, что он важен для мамы, важны его чувства и мысли. Мамина любовь надежна и постоянна. Когда ему хватает тактильных проявлений любви: объятий или, наоборот, шутливой борьбы. Когда мама эмоционально доступна: сопереживает его радостям и горестям. Когда ребенок чувствует: «Мама меня видит. Я присутствую в ее жизни. Я ей интересен».

Некоторые проявления внимания требуют времени: совместные игры, чтение книг, занятия творчеством. А другие, тоже очень важные, времени почти не отнимают. Например, замечательный прием – описание того, что ребенок делает в данный момент. «О, Миша, ты строишь башню! Уже 2 этажа!» Когда вы просто (без оценок)  описываете ребенку то, что он делает, ваш малыш понимает: мама действительно с ним, он важен маме.

Поэтому первый совет: почаще используйте те способы проявления внимания, которые не отнимают много времени:

- описывайте то, что сейчас ребенок делает, пусть это войдет в привычку;

- задавайте детям вопросы о настоящем моменте и недалеком прошлом, вспоминайте вместе, что интересного и яркого недавно происходило;

- обнимайте, гладьте по голове, ерошьте волосы, щелкайте по носу. Не бойтесь «заласкать». Сердце, как желудок, «старого добра не помнит». Его нужно «откармливать» лаской каждый день (только, конечно, не насильно);

- говорите ласковые слова;

- смотрите в глаза любящим, одобряющим, любующимся взглядом.

Второе. Очень часто достаточно начать игру, задать направление, и дальше ребенок будет играть сам. Наблюдайте за игрой обоих детей одновременно, чтобы вовремя  подсказать, или спросить, или помочь.  Если вы чутко следите за их игрой и своевременно реагируете, вы будете уделять им достаточно внимания, тратя на это  совсем немного времени и сил. Будьте дирижером в вашем маленьком оркестре:  дочке достала игрушечную посуду, сыну помогла закрепить деталь конструктора… Играют сами… Сыну предложила переделать трактор, доче привела в гости собачку… Играют сами…

Третье. Когда у детей еще очень разные возможности и интересы, старайтесь по возможности придумывать два уровня сложности для одной игры. Чтобы дети играли вместе с вами в одну игру, каждый на своем уровне. Так вы решите сразу много задач: и внимание каждому, и развитие, и опыт совместных игр под вашим чутким руководством.

Это может быть любое творчество: оба рисуют, лепят, клеят, каждый – свое, в соответствии с интересами (следите, чтобы каждому хватило расходных материалов, их лучше разделить заранее, а потом при необходимости меняться). Игра с конструктором: старший делает сложные постройки, младший пытается соединять выделенные ему детали (тоже важно заранее оговорить, кому сколько деталей). Домашний кукольный театр: старший играет за кого-то из героев, младший, например, зритель. Или исполнитель особой эпизодической роли.  Сюжетные игры: чаепитие с куклами, магазин, во врача – очень удачно при умелом дирижере-маме становятся играми с разным уровнем сложности. Всевозможные игры на мелкую моторику: пересыпание круп, рисование по манке и пр – тоже будут интересны и совсем малышам, и деткам постарше.

Четвертое. Почаще веселитесь: балуйтесь, беситесь, дурачьтесь все вместе! Можно просто кидаться подушками, если вы считает это возможным, можно играть шутовскую роль: искать спрятавшихся детей, заглядывая в нелепые места и вызывая их хохот или пытаться их поймать, а они такие хитрые, ловкие, все время ускользают от вас. Корчить рожи… Что угодно, куда ваша фантазия вас приведет, главное, чтобы это вызывало хохот.

И вот такой совместный хохот необыкновенно сближает, улучшает отношения и снимает напряжение между детьми и между вами и детьми. А также поднимает настроение и положительно влияет на иммунитет. И я вам очень рекомендую целенаправленно практиковать этот нехитрый способ ежедневно -  смешить ваших детей и хохотать вместе с ними.

Также очень бывает приятно и полезно поваляться вместе с детьми. Приобнять одного ребенка, приобнять другого, и так поваляться — пообниматься. Может, что-то такое им тихо рассказывая. Это все очень просто и доступно и, поверьте, очень эффективно.

Пятое. Найдите возможность проводить время с каждым ребенком наедине. Хотя бы полчаса в день. Или даже меньше. Тут важно не сколько, а как. Посвятите это время только ребенку. Подарите ему безраздельное внимание. Безраздельное – как это?

Это когда мама занимается только им, не отвлекаясь на общение с другими членами семьи, не делая параллельно хозяйственные дела, не глядя одним глазом в телевизор, не болтая по телефону. И не составляя в голове список завтрашних покупок. Только играет с ребенком в интересную ЕМУ игру (а не подсовывает, например, особо «умную» игрушку), следует за ее сюжетом, ее скоростью. Принимает роль ведомого и просто общается с малышом на его волне. Без воспитательных и развивающих задач. С одной задачей – побыть вместе, по-настоящему.

Для мамы двоих малышей трудность больше даже не в том, чтобы подавить в себе желание проверить электронную почту или помыть зааодно посуду. А в том, чтобы найти эту возможность физически, ведь ребенка у нее два. И мама может заниматься одним, когда второй либо спит, либо находится с другим взрослым. Если режимы детей еще не совпадают, то, конечно, можно (и нужно) уделять безраздельное внимание одному ребенку, когда второй спит. И наоборот. А если дети спят в одно время, остается только договариваться о помощи с мужем или другими родственниками.

На мой взгляд, важна не столько продолжительность этого общения, сколько регулярность. В идеале, в распорядке дня должно быть такое время для каждого ребенка (пусть хоть 15 минут), когда мама будет играть только с ним и так, как он хочет. Даже по 15 минут на ребенка – не так просто организовать, как может показаться. И все же нужно приложить все усилия, чтобы включить это время в ежедневную жизнь. Например, вечером папа идет со старшим ребенком в магазин (в гараж, гулять с собакой), а мама безраздельно принадлежит младшему. Младший ложится спать пораньше, и мама уделяет все внимание старшему.

Во всяком случае, когда вы остаетесь одна с одним из детей, проведите это время именно так, как описано выше, не упускайте возможность.

Шестое. Не бойтесь уделять одному из детей больше внимания, если он действительно сейчас в нем больше нуждается. Если один из детей недомогает, готовится к важному событию (выступление в садике, например), просто «вышел из берегов» (явно рассержен или расстроен) — побудьте с ним подольше. При этом следите, во-первых, чтобы это не был все время один и тот же ребенок. А во-вторых, старайтесь не подкреплять своим вниманием нежелательное поведение: капризы, истерики, нытье, чтобы не провоцировать детей на манипуляции.

Седьмое. Не забывайте уделять внимание себе! Иначе вам нечего будет отдать детям.

 

Адрес: 644034, г. Омск ул. Орджоникидзе, 285, тел. (3812) 79-83-10, 79-65-75
e-mail: sad1342008@mail.ru

Создание сайта: ITB-company, 2012